aif.ru counter
Виктория Ветер 0 103

Окарины и барабаны. Художник лепит инструменты из глины и играет на них

Глиняные музыкальные инструменты стали визитной карточкой ставропольского мастера Григория Бубнова. Работе с этим материалом он посвятил всю жизнь и продолжает находить в своём увлечении новые грани. Рассказ о его судьбе - в материале STAV.AIF.RU.

Глина не терпит спешки
Глина не терпит спешки © / Виктория Ветер / АиФ

В мастерской краевого художественного училища жарко, как в бане, поэтому Григорий приглашает присесть у окна.

«Студенты сделали огромное панно на фасад колледжа, сейчас запекаю его по кусочкам», – объясняет он и показывает готовые части барельефа с подсолнухами и колосьями.

На стеллажах повсюду разноцветные плошки, кружки и статуэтки, на столе – ком глины размером с коровью тушу, накрытый влажной простынёй. В углу – гончарный круг. Пока не пришли ученики, есть время поработать и побеседовать.

Пластилиновые человечки

А началось это увлечение очень много лет назад. Маленький Гриша лепил из разноцветного пластилина человечков и играл ими. Когда подрос, родители отправили его учиться в художественную школу. Григория впечатлила история искусства и живопись, но интересовался он и другими видами творчества.

«У японцев, например, изобразительное, музыкальное, театральное искусство неразрывны. Один и тот же образ выражают в виде гравюры, танца, мелодии, чашки. У нас живописцы изучают искусство живописи, архитекторы – архитектуры, а композиторы – музыки. Такой подход, как мне кажется, обедняет студента и превращает его в ремесленника».

После художественной школы Григорий поступил в Кемеровское художественное училище, семья тогда жила в Кузбассе. Родители поддерживали тягу к искусству, но всё же советовали подыскать в будущем какую-нибудь рабочую специальность. Но увлечённость творчеством оказалась слишком сильна.

Птицы с человеческим лицом

Со второго курса Григорий начал представлять свои работы на выставках. Со временем пошли и собственные выставки.

Продолжил образование Бубнов в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной (сейчас – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Параллельно занимался керамикой и увлёкся музыкой.

В 90-е годы Григорий стал музыкантом группы «Тотем». Играл на кларнете, флейтах и тарелках. Музыканты работали в стиле индустриальной готики и писали длинные психоделические композиции на кассеты.

Импровизации натолкнули Григория на мысль, что флейты звучат слишком академично, и он попробовал слепить себе более подходящий инструмент из глины. Долгие эксперименты с формой привели к тому, что флейта лишилась раструба и стала широкой и плоской, похожей на булыжник или яйцо, а звук стал ниже и глубже. Поверхность решил не шлифовать, стилизовав её под фантастическую птицу.

Несколько таких флейт Григорий сделал для одной из выставок, которые готовились в то время. Каково было его удивление, когда организаторы объяснили, что этот инструмент давно известен и называется окариной!

Со временем у дудочек-окарин появились человеческие лица. Мастер вдохновился архетипом, известным многим культурам: Сирин и Алконост, херувимы, боги Древнего Египта и многие другие мифологические персонажи были полуптицами, полулюдьми. Все птицы поют по-своему, поэтому звук каждой глиняной дудочки уникален.

Увлечение музыкой привело к новым экспериментам. Почему бы не сделать глиняный барабан, как у африканцев или мексиканцев? Он звучит тише металлического, а значит, не будет заглушать другие инструменты во время акустического выступления. Если добавить к нему варган (щипковый национальный инструмент), те же окарины, колокольчики или хотя бы гитару, получится интересная этническая мелодия.

Без резких движений

Сейчас Григорий преподаёт в Ставропольском краевом художественном училище, проводит мастер-классы и сеансы арт-терапии. Поучиться гончарному делу приходят и дети, и взрослые.

«Освоить азы гончарного ремесла намного проще, чем живописи. Глина остаётся мягкой около часа, и в это время новичок может исправить ошибки. Несложные панно, фигурки и горшки делают даже дети - был бы материал подходящим. Срок обучения намного меньше: достаточно показать и объяснить, как работать с материалом, чтобы начинающий керамист решил, подходит ли ему этот вид творчества, и выбрал, в каком направлении он хочет развиваться».

Глина приучает мастера к терпению и выдержке. Прежде, чем лепить что-то, нужно правильно приготовить керамическое тесто. За гончарным кругом нельзя спешить и делать резкие движения. Изделие нужно высушить – от трёх дней до недели, в зависимости от толщины, а затем запечь. Пословицу «Тише едешь – дальше будешь» вполне могли придумать керамисты.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда на Ставрополье начнут брать налог с замозанятых граждан?
  2. Правда ли, что православный крестик, подобранный на улице, нельзя носить?
  3. Как накажут ставропольских школьниц, избивших ровесницу на камеру?