aif.ru counter

Накопления растут. На Ставрополье началась Всероссийская неделя сбережений

Кредитов берут меньше, о разумном подходе к финансам задумываются больше. Программа повышения финграмотности населения в крае даёт результаты. Будут ли преподавать этот предмет в школе, нужен ли он взрослым и как поучаствовать в Неделе сбережений?

Уровень закредитованности населения Ставрополья снизился с 34% до 20-24%
Уровень закредитованности населения Ставрополья снизился с 34% до 20-24% © / pixabay.com

Об этом на пресс-конференции рассказали заместитель председателя правительства Ставрополя – министр финансов края Лариса Калинченко и советник директора Проекта по повышению финансовой грамотности населения России по вопросам образовательных проектов Екатерина Лавренова.

Просветят, играючи

«Заряжаем полезными знаниями» такую задачу ставят перед собой организаторы V Всероссийской недели сбережений, которая стартовала 29 октября. На Ставрополье она будет насыщена конкурсами, викторинами и играми, которые если не научат, как правильно обращаться с деньгами, то хотя бы заставят об этом задуматься. Финансовую грамотность ставропольцам минфин прививает с 2014 года, и дважды в год проводит такие недели – одна для детей и молодёжи весной, а вторая для взрослых осенью.

«Такие недели – это венец всей работы, которую мы ведём в течение года. Например, мы проводим настольные тренинг-игры «Не в деньгах счастье». Сначала проходят состязания  между школами, потом зональные игра, а финал на краевом уровне проводим на Неделе финансовой грамотности для детей и молодёжи весной. Точно так же финансовый КВН начинается с отборочных игр между учебными заведениями, а финал проходит в неделю финграмотности, – рассказала Лариса Калинченко. – Все эти яркие мероприятия были бы невозможны без постоянной, кропотливой работы педагогов, тьюторов, которые обучают детей, молодых предпринимателей, пенсионеров».

Форма занятий зависит от возраста аудитории и тематики. На этой Неделе сбережений жители Ставрополя смогут всей семьёй пройти пешеходный квест «Дружи с финансами». В Ставропольском аграрном университете неделю отметят игрой «Что? Где? Когда?», посвящённой денежным вопросам. В других городах тоже будут проходить викторины, в которых можно будет показать не только финансовые знания, умение решать математические и логические задачи, но и знание русской литературы и советского кино, ведь там тоже немало сюжетов, связанных с личными финансами.

Впервые в крае поведут конкурс семейных творческих работ «Финансовая сказка». Детям и подросткам вместе со взрослыми нужно будет придумать, записать и проиллюстрировать волшебные истории.

Шахматы, вязание или финграмотность?

Такими темпами финансовая грамотность скоро доберётся до детских садов. И это, на взгляд Екатерины Лавреновой, было бы правильно. Международный опыт показывает: чем раньше начинается обучение, тем лучше. Разговаривать с детьми о ценности денег нужно, как только они начинают что-то просить купить. Но если отказать малышу в дорогой игрушке, он просто обидится. Эксперт советует обсудить с ним ситуацию, при которой игрушку купят, но не хватит денег, например, на квартплату.

«В маленьком возрасте важно не перегрузить ребёнка информацией. В детском саду, начальной школе надо заложить правильные ценности, – порекомендовала Екатерина Лавренова. – Надо воспитывать уважение и учить беречь ресурсы: деньги родителей,  школьное имущество.  В начальной школе мы должны играть с ребёнком, а начиная с пятого класса на эту ценностную базу можно накладывать уже более сложные понятия. Главное, идти в ногу с потребностями ребёнка».

Екатерина Лавренова считает, что Разговаривать с детьми о ценности денег нужно, как только они начинают что-то просить купить.
Екатерина Лавренова считает, что разговаривать с детьми о ценности денег нужно, как только они начинают что-то просить купить. Фото: Пресс-служба министерства финансов Ставропольского края

Современные дети, на её взгляд, очень развиты в техническом отношении. Они лучше взрослых знают, как пользоваться мобильным банком, оплачивать покупки, бесконтактным способом заказывать товары через интернет. Один из учеников Екатерины Лавреновой открыл свой интернет-магазин и спрашивал, как его лучше зарегистрировать, ведь в 14 лет нельзя ещё стать индивидуальным предпринимателем. Чтобы дети могли развиваться и самореализоваться, им просто необходимы знания о личных финансах.

Значит ли это, что в школах скоро введут финансовую грамотность как отдельный предмет? Не приведёт ли это к перегрузке детей?

«Позиция министерства финансов и министерства образования едина: отдельного такого предмета не будет, – заверила Екатерина Лавренова. – Мы нашли другие варианты. Есть обязательные дополнительные занятия. Какие именно, каждая школа может выбрать сама: шахматы, вязание крючком или финансовая грамотность. Как мне рассказывали сами педагоги, её уже преподают во внеурочное время  в ставропольских школах.

Кроме того, финансовой грамотностью будут пронизаны и другие школьные предметы. Её будут рассматривать в экономическом разделе обществознания, в математике, обществознании, географии и даже английском языке. В России уже разработаны учебно-методические комплекты со специальными вкладками в учебники по разным предметам».

А смогут ли преподавать эту дисциплину учителя, которые зачастую знают в этой области меньше, чем подростки?

Екатерина Лавренова признала, что в силу динамичного развития финансовых услуг, большая часть учителей нуждается в постоянном обновлении своих знаний по финансовой грамотности. Но с 2015 года в России проводятся курсы подготовки преподавателей по этой дисциплине, которые прошли около 19 тысяч человек, в том числе до тысячи – в Ставропольском крае. «Так что кадры готовим», – добавила московская гостья.

Ставрополье она отнесла к регионам – лидерам по активности программы  повышения финансовой грамотности населения.

Вопрос поведения

Финансовая грамотность, как считают спикеры, это, прежде всего, вопрос поведения. Поэтому детям, у которых ещё не сформировались жизненные привычки, привить финансовую культуру легче, чем взрослым. Пожилые предпочитают по старинке выстаивать очередь за пенсией в сберкассе или получать деньги у почтальона, игнорируя пластиковые карты и мобильный банк. А взрослая аудитория часто относится к лекторам по финграмотности скептически, считая себя и без того достаточно подкованной.

«Мы хотим донести до людей мысль, что человек может увереннее чувствовать себя в этом мире с тем же уровнем доходов, более ответственно используя ресурсы, которые у него есть. Но когда наши тьюторы встречаются с трудовыми коллективами и ведут разговоры о семейном бюджете, кредитах, банковских картах, финансовом мошенничестве, им приходится преодолевать барьер в виде установки «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Люди считают, что были бы деньги, они сами бы прекрасно справились с ними и без курсов финансовой грамотности, – рассказала Лариса Калинченко. – Результат такого убеждения – обманутые дольщики, жертвы финансовых пирамид, микрофинансовых организаций, в которые люди обращаются, выбирая не самый выгодный для себя финансовый инструмент».

Стали ли ставропольцы более умелыми и острожными в обращении с деньгами за четыре года реализации программы? Министр финансов края Лариса Калинченко считает, что стали. Уровень закредитованности населения региона снизился с 34% до 20-24%. Увеличивается в последние годы и сумма банковских вкладов населения. По мнению главы финансового ведомства, это может свидетельствовать о том, что всё больше людей доверяют свои деньги кредитным организациям и в целом растут доходы населения.

Дома наличные тоже, видимо, всё ещё хранят. Но интерес граждан к финансовым инструментам просыпается. Опросы показывают, что почти половина жителей России задумывается, куда вложить накопленные ресурсы. В Томской области, как рассказала Лариса Калинченко, власти реализовали программу, которая помогла вытащить сбережения из-под подушек и вложить в ценные бумаги. 

«В Томске выпустили государственные облигации для физических лиц. Они небольшого номинала, распространяются через систему банков-агентов. Людям предлагают процент чуть выше, чем на депозитах большинства банков, – пояснила спикер пресс-конференции. – Эту идею хотелось бы реализовать и в Ставропольском крае. Мы тоже выпускаем облигации, но покупают их, как правило, хозяйствующие субъекты, а можно дать возможность заработать населению, предложив доходность чуть выше средней по вкладам».

Финансы для жизни

Почему вопросы финансовой грамотности стали так актуальны в последние годы?

«Толчком к тому, чтобы реализовать эту программу на Ставрополье стали исследования финансовой грамотности населения, которые показали, что у нас по четырём из семи показателей уровень ниже, чем в других регионах, – сообщила Лариса Калинченко. – Вычислить, под какие проценты брать кредит выгоднее, смогли только 56% участников исследования, хотя это простое математическое действие. Ответить, куда нужно обращаться, если нарушены финансовые права человека, не смогли три четверти опрошенных. Недавно такие исследования были проведены повторно. Ждём результатов».

Министр обратила внимание аудитории на, что финансовая грамотность является частью народной мудрости. Не зря в русском языке так много пословиц и поговорок, которые учат правильно относиться к деньгам: «Копейка рубль бережёт», «Копейка  к копейке – проживёт семейка», «Денег многовато, да ума маловато».

«Потребность в финансовых знаниях – это не дань моде, а элемент развития человеческого сообщества», – резюмировала Лариса Калинченко.

«Мы не учим финансистов. Для этого есть профильные вузы, – добавила Екатерина Лавренова. – Мы говорим о финансах для жизни. Быть финансово грамотным сейчас так же необходимо, как уметь читать, писать, работать с компьютером».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Когда на Ставрополье начнут брать налог с замозанятых граждан?
  2. Правда ли, что православный крестик, подобранный на улице, нельзя носить?
  3. Как накажут ставропольских школьниц, избивших ровесницу на камеру?