aif.ru counter

Костры, конные заезды, стрельба по луне. Как встречали Новый год на Кавказе

Новый год – любимый праздник большинства жителей многонациональной России. Как отмечали его на Кавказе много лет назад – в материале STAV.AIF.RU.

Осетины разжигали во дворе огонь, который считался символом очищения и просветления.
Осетины разжигали во дворе огонь, который считался символом очищения и просветления. © / pixabay.com

На Северном Кавказе издревле были свои обычаи встречи Нового года. Ставропольское кадетское училище – место, которое объединяет молодых людей со всего СКФО. По просьбе «АиФ-СК» кадеты Иван Чернятьев и Кирилл Шаломаенко выясняли у своих однокурсников, какие новогодние традиции помнят в соседних со Ставропольем республиках.

Кормили всех, даже мышей

Мансур Изрипов из Чеченской Республики о традициях празднования Нового года узнал от своей бабушки.

«По-чеченски этот праздник назывался Керла Шо. Главным новогодним ритуалом у вайнахов было разжигание огня в домашнем очаге. Это символизировало защиту от нечистых сил. Семья выбирала самое длинное бревно и закладывала его в печь, которая стояла в центре дома. И когда бревно перегорало до небольших размеров, начинался сам праздник, – рассказывает Мансур. – Для новогоднего стола готовили традиционные блюда: жижиг-галнаш (мясо с галушками), лепешки с начинкой, хингалш (тыквенный пирог) и другие. Каждая чеченская семья считала своим долгом накормить в доме всё живое, вплоть до мышей».

В праздничные дни чеченцы, как и другие языческие народы, гадали.

Так, чеченские девушки готовили три солёных хлебца. Один съедали перед сном, а два оставшихся клали под подушку. Считалось, что тот молодой человек, который придёт к ним во сне с сосудом воды, станет мужем наяву.

Гадали и парни. Джигит уходил на всю ночь в святилище, ложился и слушал звуки земли. На следующее утро он рассказывал о том, что услышал. И это истолковывали как предсказание – будет ли год плодородным. Обряд назывался «Что земля наговорила» и был одним из самых важных.

Новый год чеченцы праздновали три дня. В завершение устраивали конные заезды среди юношей. Победителя награждали призами: конём, седлом, плеткой и уздечкой.

Очищающий огонь

По словам Исы Магомедгаджиева, в Дагестане Новый год раньше все отмечали 21 марта. Назывался праздник Навруз-Байрам, или Персидский новый год. Особенно он был популярен в южной части республики среди лезгин, табасаранцев и аварцев.

У каждого народа он имел собственное название, опирался на древние зороастрийские обряды и символизировал обновление природы.

«К празднованию подходили основательно: заранее заготавливали продукты, дрова, украшали дома. Готовили яичное курзе (кавказские вареники), плов и хинкал, – говорит Иса. – Особое место занимал хлеб, испечённый в национальной печи. Лакцы, к примеру, делали из хлеба разные фигурки в форме животных и птиц, которые назывались барта.

В праздник принято было ходить в гости и прыгать через костры, ведь у древних считалось, что огонь защищает людей от бед и несчастий. Этим традициям более трех тысяч лет. Они пришли в Дагестан из Ирана, до принятия ислама дагестанские народы были огнепоклонниками. Праздник начинался с особого обряда: молодая девушка выходила на площадь села с факелом и вручала его самому старшему из аксакалов».

Три пирога

21 марта Новый год праздновали и предки нынешних жителей Кабардино-Балкарии.

«У всех адыгских народов новый год праздновался в день солнцестояния, – поясняет Султан Шагумов. – По легенде, в этот день весна побеждает зиму. О приходе праздника сообщал глашатай. Он звал людей на улицу собраться до восхода солнца. В полночь, после удара барабана, горцы выходили из домов с факелами, аксакал (старейшина) вместе с девушкой спускались с гор с огнём, что означало приход тепла и света. Одна из женщин пела и грела на огне кусок животного жира, он капал в костёр и наполнял воздух своим ароматом. От этого же огня поджигали гигантский круг из сена, возле которого проходили танцы и игры».

Был также обряд, в котором участвовала самая старшая женщина села. Она разрезала три пирога«хьалджей», сложенные друг на друга, исполняя песню. После этого начинался пир на весь мир: люди собирались в домах и на улице, пили медовую брагу и жарили круглые лепёшки. Главным требованием праздничного стола было наличие на нём семи блюд.

На рассвете жители села поднимались на гору и молились на солнце, просили бога послать плодородный год.

Стрелять… по луне

А вот осетины новый год отмечали в ночь на 14 января. Назывался этот праздник Ногбон, что означает – новые дни.

«Ещё более древний праздник – Цыппус. Он выпадает на католическое рождество, но на самом деле не имеет к нему отношения – праздник древний, языческий, олицетворяет возрождение и продолжение жизни, – рассказывает Сослан Туккаев. – По традиции на дверь вешались колючки, по всему дому развешивали острые предметы, чтобы обезопаситься от нечисти. Не обходилось и без праздничной трапезы. Обязательно подавался шашлык, но главным на столе был пирог «аертхурон», который выпекался в форме солнца. В нём запекали монетку. Считалось, что кому она попадётся, тот был обеспечен материальными благами».

Во дворе разжигали костёр – огонь был символом духовного очищения и просветления. Он горел до утра и возле него устраивали хороводы с песнями и играми.

Любимым развлечением девушек было гадание. Мужчины после полуночи стреляли по луне, чтобы защитить её от злых духов.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Сколько стоят бионические протезы?
  2. Как наказать соседа за парковку у подъезда?
  3. Кто должен предоставить льготникам цифровую приставку для телевизора?