aif.ru counter

«Правильный» папа и режим. Что нужно, чтобы вырастить гения?

У ставропольского педагога, открывшего миру вундеркинда Елисея Мысина, стал знаменитым ещё один маленький ученик – Эмиль Волков. Как превратить ребёнка в звезду классической музыкальной сцены, узнавал STAV.AIF.RU.

Евгений Волков / Из личного архива

В 2016 году имя пятилетнего тогда Елисея Мысина прогремело на всю страну. Сегодня воспитанник ставропольской музыкальной школы №1 продолжает учёбу в Москве. Но педагог, заметивший и выпестовавший этот талант, теперь растит новую звезду – Эмиля Волкова.

К своим девяти годам юный пианист получил признание во многих конкурсах и поразил таких известных музыкантов, как Денис Мацуев и Валерий Гергиев. А теперь он стал самым младшим из 11 губернаторских стипендиатов в сфере культуры на Ставрополье.

Аплодировал даже оркестр

«Когда я играю, представляю себе, как должна звучать мелодия. Больше всего люблю «Фантазию» Моцарта и один из этюдов Черни», - говорит Эмиль Волков. Сейчас он разучивает новые произведения для большого сольного концерта в Ставрополе. Пьесы, с которыми уже выступал, повторяет постоянно. Это нужно, чтобы в любой момент быть готовым сыграть перед самыми требовательными слушателями.

«Такой подход нам очень помог осенью прошлого года, когда нас неожиданно пригласили на открытие II Международного Кавказского фестиваля «Мариинский – Владикавказ», - рассказывает папа Эмиля Евгений Волков. – Нам позвонили накануне, и утром следующего дня мы выехали в Северную Осетию. Полдня провели в дороге, полчаса порепетировали и вышли на сцену».

«Эмиль был первым и блестяще справился, - считает его учительница, преподаватель музыкальной школы №1 Людмила Тихомирова. - Он задал такую высокую планку, что остальным после него выступать было очень сложно, хотя все ребята были старше. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев слушал его с восторгом от первой до последней ноты. Оркестр аплодировал».

Людмила Даниловна открывает юные дарования  не в первый раз. Её ученики Тимофей Вдовиченко и Игорь Поляков учатся в Ростовской консерватории. Андрей Тимонин создал свою рок-группу, играл в составе группы «Братья Гримм». Многие нашли себя в музыке за границей.

«Путь музыканта очень длинный: семь лет музыкальной школы, четыре года училища и шесть лет консерватории. При этом взрослому музыканту пробить себе дорогу труднее, чем юному, - говорит Людмила Даниловна. - Поэтому, как бы ни было жалко мне расставаться с учениками, я радуюсь, когда их приглашают учиться в Москву».

В музыкальной школе при Московской консерватории сейчас учится один из её самых юных учеников Елисей Мысин. В пять лет он произвёл фурор, став победителем всероссийского телеконкурса «Синяя птица». Это было в 2016 году.

Учиться игре на фортепиано Елисей начал в три года. Мама привела его в музыкальную школу, но жаждущих возиться с несмышленым трёхлеткой не было. Людмила Тихомирова взяла его в свой класс и выпестовала «маленького Моцарта».

Теперь в музыкальной школе бэби-бум. Родители ведут совсем маленьких детишек, в надежде, что те тоже окажутся гениями. Учителя спешат первыми захватить таланты.

«Многие родители сами окончили музыкальную школу и понимают, насколько важно приобщить ребёнка к искусству. Среди наших выпускников нет ни бандитов, ни хулиганов. Это культурные люди, привыкшие к труду, - говорит Людмила Даниловна. - Но с маленькими тяжело работать. Чаще всего они немного позанимаются и бросают. Вылавливаешь среди них талантливых, и если замечаешь божью искру, стараешься её не упустить и как можно ярче разжечь».

Пахать, как Папа Карло

Эмиля привёл в подготовительную группу школы папа. То, что у ребёнка прекрасный слух, родители заметили, когда сыну было два года. Когда Эмилю исполнилось пять лет, папа отвёл его в музыкальную школу. Одновременно мальчика записали в школу английского языка. В перерывах между детсадом, занятиями английским и музыкой, папа научил его считать до тысячи, складывать и вычитать трёхзначные числа в уме.

Через полгода занятий завуч распределила детей по классам педагогов. Мальчик попал к Людмиле Даниловне.

«Учитель подготовительной группы, узнав об этом, предупредила, что нам придётся пахать, как Папе Карло», - вспоминает Евгений Волков.

Он никогда не занимался музыкой, но вместе с сыном освоил всю теорию. Ходил на занятия по специальности, чтобы понять, над чем и как нужно поработать дома. Держал сыну пальчики над клавиатурой, чтобы они правильно привыкли бегать по клавишам, подсказывал, как играть тот или иной такт.

«Сейчас он, в основном, работает самостоятельно, но иногда по просьбе Людмилы Даниловны подключаюсь к работе. Знаю все произведения, которые он играет, от первой до последней ноты», - говорит папа.

Учитель считает, что половина успеха Эмиля – заслуга его родителей Евгения и Марины Волковых.

«Выбирать надо не учеников, а родителей. Если они заинтересованы и готовы работать рука об руку с преподавателем, можно чего-то достичь, - уверена она. – Важно, чтобы взрослые хотели вкладывать в ребёнка своё время и имели достаточно терпения. Иногда приходят талантливые дети, но они предоставлены сами себе. Их первые достижения и проблемы на музыкальном поприще никого не волнуют, и у них пропадает интерес до того, как они научатся наигрывать знакомые мелодии».

Секрет – в деталях

Эмиль, как и все ученики Людмилы Тихомировой, освоив азы, перешёл к пьесам из  «Детского альбома» Чайковского. Выучил 10 произведений, включая «Марш деревянных солдатиков», «Старинную французскую песенку», «Камаринскую». Его игра поразила в 2017 году жюри «Синей Птицы» и ведущую конкурса Дарью Златопольскую. Послушав юного музыканта, они пригласили его в телеэфире сыграть квартетом на клавесине, который до этого он видел только на картинках.

«Эти пьесы Чайковского играют все, но не все доводят их до такого уровня, - поясняет Людмила Даниловна. – Любым произведениям нужна тонкая выделка, чтобы расставить в звучании массу штрихов: когда сыграть коротко, словно обжёгся, когда ласково, словно кошечка, а когда жалобно, как мышка. Кому это удаётся, тот сильно отличается от других исполнителей».

За плечами Эмиля уже более 50 конкурсов, включая профессиональные, с обязательной программой и тщательным отбором участников. В октябре прошлого года он выступил с новым репертуаром на международном конкурсе пианистов имени К.Н. Игумнова в Липецке и собрал букет наград: стипендию Ассоциации лауреатов международного конкурса им. П.И. Чайковского и диплом за самое артистическое и вдохновенное исполнение, а Людмилу Тихомирову отметили дипломом как лучшего педагога.

В Липецке жюри увидело в Эмиле серьёзного музыканта, и каждый счёл своим долгом подойти и поздравить Эмиля. Удивлялись, почему он ещё не в Москве.

«А зачем? Пока рано говорить, кем он будет», - отвечает на это Евгений Сергеевич.

Эмиль тоже пока не знает, кем станет, когда вырастет. А папа старается, чтобы к моменту, когда сын будет делать осознанный выбор, у него было как можно меньше ограничивающих факторов.

«Ребёнок должен быть всесторонне развит, и тогда ему будет проще определиться с выбором», - уверен Евгений Волков.

Сейчас, по его словам, у Эмиля хватает времени и съездить с родителями на курорт, и побегать со сверстниками, и посидеть за компьютером.

«Ребёнок должен быть приучен к порядку, тогда он сможет сам себя организовать, поставить задачи и выполнить их», - уверен папа юного музыканта. Он много лет отслужил в военной контрразведке и считает, что важнее всего научить с детства всё делать добросовестно и качественно, и тогда человек будет успешен в любой сфере.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в 2019 году Масленица и Пасха?
  2. За что могут отключить газ в домах и квартирах?
  3. Чем порадует студенческая весна на Ставрополье в 2019 году?