aif.ru counter
Елена Панкова 0 262

Фанфики и интерактив. Учитель о том, как найти подход к современным детям

О том, трудно ли сегодня учителям работать с современными школьниками, «АиФ-СК» рассказывает Людмила Молоканова, преподаватель русского языка и литературы.

Фото Александра Фирсова / АиФ

Учебный год подходит к концу, а для выпускников школ начинается горячая пора ЕГЭ. Как учителям-словесникам сегодня работается под «гнётом» единого госэкзамена и трудно ли им с современными школьниками - поколением Интернета рассказывает победительница краевого этапа конкурса «Учитель года», преподаватель русского языка и литературы в гимназии №25 Ставрополя Людмила Молоканова.

Новинки от коллег

Елена Панкова, «АиФ-СК»: Вам, молодой учительнице, удалось на региональном этапе конкурса «Учитель года» обойти соперниц, многие из которых гораздо опытнее вас.

Людмила Молоканова: Почему я выиграла? (Улыбается.) У меня уже был опыт – я участвовала в конкурсе «Педагогический дебют». Конкурс – это всегда напряжённая подготовка, концентрация сил и эмоций, работа над собой. Для меня лично такие конкурсы – большая школа. От своих коллег узнаёшь то, чего не найдёшь ни в одной книге! И не терпится быстрее вернуться в родную школу, чтобы попробовать что-то новое  на уроке.

– У вас есть личный  сайт, на котором время от времени «вывешиваете» одно из правил русского языка. Но в соцсетях, увы, большинство пользователей с правилами вообще не считаются.

– К сожалению, это так. Вот здесь-то и играет свою роль авторитет учителя. Педагог обязан писать грамотно, ни в коем случае не опускаться до «норм» Интернета! Наоборот, должен учеников поднимать до уровня образованных людей. Должен показывать, в том числе на личном примере, как важно уметь  грамотно писать.

– В ЕГЭ по русскому языку каждый год что-то новое. Тяжело словесникам подстраиваться?

– Нет, правила проведения ЕГЭ меняются не так часто. Изменения точечные. Касаются формулировок отдельных заданий. Причём их вводят постепенно, после широкого общественного обсуждения.

– Многие жалуются: трудно научить детей писать сочинения, ведь долгие годы этому не уделяли внимания.   

– В нашей школе ребята пишут сочинения, начиная с пятого класса. Правда, на ЕГЭ требования особенные. Это сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выпускники на экзамене должны показать умение понять текст, определить проблему, поставленную автором, сформулировать собственное мнение и аргументированно доказать его. Эти навыки формируются в течение всего периода обучения в школе.

Чему учат фанфики?

– Современных подростков многие ругают за то, что они мало читают. Но есть и другая претензия: ребята читают не то, что рекомендуют им взрослые.

– Модное увлечение у ребят – фанфики. Это продолжения культовых произведений, как правило, написанных в жанре фэнтэзи. Написанием фанфиков сейчас увлекаются несколько моих восьмиклассников.

Здесь есть принципиальный  момент, который мне, как учителю, на руку, – произведение должно быть написано грамотно.

В восьмых классах мы на уроках литературы часто обсуждаем с детьми их фанфики. А ещё современным подросткам  интересны зарубежная классика, а также те книги современных авторов, по которым ставят сейчас фильмы.   

– А как пробудить интерес к тем произведениям, которые дети обязаны изучать по школьной программе?

– Способов много, было бы желание! В своё время мои педагоги (а училась я в той же гимназии, в которой сейчас работаю) привили мне любовь к слову. Надеюсь, это получается и у меня. Сейчас на уроках литературы столько нового! Используем возможности Интернета и организуем виртуальные экскурсии. Дети готовят доклады, слушаем аудиокниги. Но, думается, главное – это слово учителя. Слово, идущее от сердца к сердцу.

Пушкин – на интерактивной карте 

– У вас необычное хобби. Вы увлекаетесь раскруткой сайтов, соцсетей. Это помогает в работе?

– Всё наоборот: оно появилось благодаря работе. Был у меня как-то класс «технарей». Как этим  ребятам привить интерес к  русскому языку? Я решила составить для них словарный диктант из современных слов. С этого всё и началось. Но и в работе моё увлечение, разумеется, помогает. Я научилась быстро находить нужную информацию в Интернете. 

– В вашей гимназии на днях прошёл первый слёт учителей-словесников Северного Кавказа. А нужны ли такие форумы?

– Конечно! У нас очень специфический регион. В республиках русский язык часто преподают как неродной, поэтому такой обмен опытом необходим.

Очень интересно было узнать на слёте, как коллеги на своих уроках и факультативах преподают региональный компонент.

Мы на внеурочных занятиях, например, составляем интерактивную карту литературного Ставрополя. Нам с ребятами стало интересно, как в разные времена писатели описывали в своих произведениях наш родной город. Каким его видели Пушкин, Лермонтов и Толстой, а каким, например, писатели послереволюционной эпохи.

Воспитать человека

– С детьми, наверное, работать трудно?   

– С ними здорово! Они каждый день меня удивляют. Просто нужно учитывать их  возрастные особенности. У меня сейчас пятые и восьмые классы. Для пятиклашек очень важны оценки, для них хорошие показатели в учёбе – один из главных мотивов.  А восьмиклассников нужно суметь увлечь. В этом возрасте ребят подчас интересует то, что выходит за рамки урока. 

– Престиж профессии  учителя в последние годы, к сожалению, сильно пошатнулся. Чем же можно «заманить» в школу молодого специалиста?

– Я закончила филфак, а туда «просто так», как правило, не поступают. Учатся в основном люди увлечённые. А престиж профессии, несмотря ни на что, возвращается. В том числе и благодаря профессиональным конкурсам, таким как «Учитель года».

Педагоги – это ведь  особые люди. Каждый на своём месте старается дать детям знания, научить быть добрыми, честными, отзывчивыми. Хочется и родителям пожелать видеть в педагоге не человека, оказывающего образовательную услугу, а профессионала, помогающего воспитать человека.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Бывают ли быки крупнее, чем самый большой на Ставрополье?
  2. Вернут ли деньги жителям домов, исключенных из программы капремонта?
  3. Чем интересна книга писателя из Чечни в жанре фэнтези?