aif.ru counter

Полвека вражды. Как Кавказская война помогла народам понять друг друга

В мае 1864 года завершилась длившаяся полвека Кавказская война. С чего она началась и на что повлияла - разбирался «АиФ-СК».

Панорама Франца Рубо "Штурм аула Ахульго" / Public Domain

21 мая 1864 года окончилась Кавказская война - одна из самых болезненных и противоречивых в истории Российской империи.

Слабое место

Казалось бы, что может быть проще, чем назвать дату начала Кавказской войны? По академической версии, точкой отсчёта считается 1817 год. Но никакого вторжения, объявления войны и вообще никаких крупных военных действий в регионе в том году не велось.

Декан исторического факультета Североосетинского госуниверситета Залина Плиева полагает, что начало войны можно связывать с появлением на Кавказе в 1816 году генерал-лейтенанта Алексея Ермолова.

«Он проводил очень жёсткую политику, - напоминает она. - При нём были заложены крепости с говорящими названиями: Грозная, Бурная, Внезапная. Российские войска с помощью этой линии крепостей контролировали ситуацию на Кавказе».

Россия осваивала эту территорию и раньше. Кавказская знать издавна роднилась с московскими князьями и царями. Переселявшиеся на Кавказ казаки похищали горянок, женились на них, заводили куначеские связи.

Однако южная граница государства Российского оставалась слабым местом. Оттуда кочевые племена совершали разорительные набеги. Пётр I считал, что для безопасности страны нужно объединяться с народами Кавказа. Георгиевский трактат 1783 года, по которому Россия обещала протекторат Грузии, ускорил интеграцию Предкавказья.

Победы России над Турцией и Ираном позволили присоединить значительную часть Северного Кавказа по международным мирным договорам. Оставалось установить фактическую власть государства на этой территории, и вот этот процесс вызвал противостояние, которое назвали Кавказской войной.

Кто за что воевал?

 «Русский царь  - гяур (иноверец) и новые порядки были дополнительным раздражителем для людей, которые боролись с адатами и призывали горцев жить по шариату (мусульманскому праву), - говорит Залина Плиева. - Война имела свою идеологию - мюридизм. Это религиозное движение учеников (мюридов), преданных своему учителю (мюршиду). В религиозном смысле, они в рамках газавата (священной войны) борются за духовные ценности ислама. А здесь это обрело формы сопротивления горцев тому, что мешало утвердить шариат».

В войне участвовали разные народы. Причём в составе российской армии служили горцы-офицеры, а на стороне горцев оказывались беглые русские солдаты. У имама Шамиля, по словам президента академии наук Чечни Шахрудина Гапурова, в Ведено была русская слобода, где жили русские умельцы-ремесленники.

Любимого сына - в аманаты

Одним из главных эпизодов войны было сражение за аул Гимры - родину Газимагомеда, объявившего себя имамом Дагестана и Чечни и возглавившего сопротивление. Он погиб при штурме аула российскими войсками.

Его место занял имам Гамзат-бек, позже погибший из-за внутреннего противостояния в горской среде.

Имам Шамиль
Имам Шамиль. Фото: Википедия

Преемником стал имам Шамиль. Почти четверть века ему удавалось с переменным успехом вдохновлять дагестанцев и чеченцев на борьбу. В 1839 году он проиграл крупную битву за свою крепость Ахульго в дагестанских горах и вынужден был отдать в аманаты (заложники) царю своего девятилетнего сына Джамалуддина.

«Отдавать ребёнка в аманаты - это горский обычай, который служит примирению враждующих семей, - поясняет Залина Плиева. - Аманата должны воспитывать даже в лучших условиях, чем собственных детей. Николай I выполнил это требование. Джамалуддин получил отличное военное образование и стал представителем петербургской дворянской знати. Шамиль же не оставлял попыток вернуть его и неоднократно предлагал обменять пленников на него. Во время набега его сторонники захватили внучек последнего грузинского царя княгинь Анну Чавчавадзе и Варвару Орбелиани с детьми. Об обмене их на Джамалуддина перед царём ходатайствовали представители грузинской знати, и сын имама вернулся в горы. Но вряд ли был счастлив. Он вырос в Петербурге, служил, встретил там свою любовь. В горах так и не смог адаптироваться и в 1858 году умер от чахотки. Это был большой удар для Шамиля».

К этому времени он разочаровался в своих наибах, которые, по доходившим до него сведениям, занимались мздоимством и отступали от исламских норм.

160 лет назад, в августе 1859 года, осаждённый в Гунибе Шамиль сдался в плен.

«С бунтовщиками в России обращались жёстко. Достаточно вспомнить казни Емельяна Пугачёва и Степана Разина. С Шамилем царь поступил совсем иначе. Его отправили в почётную ссылку в Калугу, где он жил среди русских дворян, посещал театры. Скончался он во время хаджа, в Медине.

Но сопротивление горцев продолжалось ещё пять лет.

«Танцевать Шамиля»

«Кавказская война не разрушила сложившихся между казаками и горцами традиций куначества и аталычества, не разорвала торгово-экономических связей, - считает научный сотрудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН Наталья Варивода. - Живущие бок о бок народы многое перенимали друг у друга. Казаки использовали кабардинский плуг, разводили скот кабардинской породы, строили турлучные жилища.

В то же время русские переселенцы способствовали тому, что на Северном Кавказе развивалось садоводство и огородничество, строительные и ремесленные навыки. Местные народы стали применять озимые посевы, высевать новые для них культуры  - гречиху, рожь, подсолнечник. Семена они покупали или получали в подарок от русских крестьян. Заимствовали фабричные плуг и борону».

В домах горцев стали появляться высокие, как у казаков, столы, стулья, русские печи, самовары, фарфоровая и фаянсовая посуда, зеркала и часы. Крыши они стали крыть черепицей или жестью. Строить эти дома и класть печи они нанимали русских мастеров.

В то же время русские перенимали технику строительства турлучных и саманных жилищ с плоскими крышами. Казаки любили, как и их соседи, вешать на стены оружие и доспехи, горкой складывать постели и одеяла, выставлять медную посуду.

«Взаимообмен был и в военно-бытовой сфере. Казаки ценили кабардинское оружие, конское снаряжение, - рассказывает Варивода. -  Они заимствовали у горцев принципы военного воспитания, приёмы наездничества и элементы одежды. Черкеска,  в конце концов, стала формой терских и кубанских казаков. Казаки переняли и танцевальные движения лезгинки. Исполнять её значило «танцевать Шамиля»».

Не считали врагами

Ещё более важную роль в сближении Северного Кавказа с Россией сыграла российская интеллигенция. Первым, пожалуй, открыл свободолюбивый Кавказ Александр Пушкин. Его «кавказский пленник» восхищался простотой, нравами, верой и воспитанием горцев, объясняя их протест тем, что их «буйную вольность законы теснят».

Взгляды Пушкина разделяли и декабристы, сосланные на Кавказ.

«В письмах домой они с уважением отзывались о горцах и не считали их своими врагами, - рассказывает Шахрудин Гапуров. - Александр Бестужев-Марлинский выучил кумыкский язык и написал несколько произведений по этнографии и культуре Дагестана. Андрей Розен писал в своих мемуарах, что, когда шёл в бой против горцев, никогда даже ружьё в руки не брал, только трость. В первых письмах с Кавказа Михаил Корсаков в 1826-1827 годах очень плохо отзывался о горцах, через год его тон меняется на противоположный».

С симпатией к горцам относился Михаил Лермонтов. Во времена военной службы на Кавказе в 1840-е годы ему пришлось участвовать в походе отряда, который разорял чеченские аулы, и в сражении на реке Валерик. Бессмысленная вражда нашла отражение в одноимённом стихотворении поэта, героем которого стал кунак Лермонтова - чеченец Галуб.

В 50-е годы XIX века на Кавказе, в станицах  Старогладовской и Червлёной, жил Лев Николаевич Толстой, с огромным сочувствием относившийся к горцам.

«Толстой осуждал войну, - говорит Гапуров. - Его друг, чеченец Садо Месербиев, спас ему жизнь во время одной из стычек с горцами и отыграл его карточные долги. Такие кунаки были у многих представителей русской интеллигенции, которая хотела разобраться в ситуации и не была настроена враждебно. В свою очередь, многие чеченские песни (илии) воспевают дружбу между горскими наездниками и терскими казаками в годы Кавказской войны. Этот фундамент человеческих, торговых, культурных взаимоотношений позволил сразу после окончания Кавказской войны быстро превратить Северный Кавказ в административную, культурную, экономическую часть России».

Война, которая длилась почти полвека, закончилась 21 мая 1864 года в местечке Кбааде, где сейчас находится посёлок Красная Поляна, недалеко от Сочи. Российские войска провели парад, которому предшествовал молебен по случаю победы. Для народов Кавказа эта дата стала Днём памяти жертв Кавказской войны.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Где в Ставрополе можно увидеть икону главного храма Вооружённых сил РФ?
  2. Как справиться с эмоциональным выгоранием на работе?
  3. Почему так дорого стоит совершить хадж с Северного Кавказа?
Нужны ли Ставрополью фестивали?