Елена Панкова 0 255

Кувшин из Антарктиды. Как физик из КБР стал народным мастером

Александр Пазов - единственный мастер в республике, возродивший древнее ремесло адыгов (черкесов) – ручную холодную ковку посуды из меди и латуни.

Все изделия народного умельца в духе адыгских традиций.
Все изделия народного умельца в духе адыгских традиций. © / Фонд "Адыг" / Из личного архива

Кувшины, блюда, чаши.  Металлическая посуда, изготовленная Александром Пазовым из Нальчика, сегодня  украшает не только его дом, но и музеи Кабардино-Балкарии, частные коллекции в России и за рубежом. Александр Пазов - единственный мастер в республике, возродивший древнее ремесло адыгов (черкесов)  – ручную холодную ковку посуды из меди и латуни.   

Прекрасен, как девушка 

Уже более 40 лет он отдал этому ремеслу и постоянно  оттачивает своё мастерство. Главный конёк - адыгский кувшин для воды гогон. 

«Если внимательно рассмотреть гогон, можно увидеть, что его контуры напоминают девичью фигуру, - рассказывает мастер. -   Гогоны в старину носили на плечах, на специальном ремешке, как сейчас носят рюкзаки. Прежде чем изготовить такой кувшин, делали замеры: девушка садилась на корточки, и измеряли  расстояние от макушки до пояса».       

Об адыгской медной посуде народный умелец может рассказывать часами. Между тем профессиональным художником Александр Залимханович не является. Он по профессии  - физик и даже окончил аспирантуру в родном Кабардино-Балкарском госуниверситете. Но именно благодаря основной профессии он и пришёл к главному делу своей жизни.

«Я год работал в Антарктиде. Изучал на Южном полюсе солнечную энергию и космические лучи, - продолжает Пазов. - Свободного времени было много, а из развлечений - только книги: на станции была хорошая библиотека. Я, как и многие мои ровесники, в 70-е увлекался чеканкой. А в Антарктиде мне попался выпуск журнала «Наука и жизнь». Там была статья о забытом ремесле холодной ковке. Вот я и загорелся».

Там же, в Антарктиде, сделал свою первую посуду. Благо, под рукой оказались медь, молоток и азотная кислота для чернения.   

Именно медь, по словам мастера, лучше других подходит для изготовления посуды, поскольку очень пластична.

«Серебро на Кавказе почти не использовали, потому что его в нашем регионе было трудно достать. А вот меди много, особенно в Приэльбрусье. Поэтому адыги и другие народы её использовали с древности. В каждом кабардинском ауле был мастер, который умел делать посуду и другие изделия из меди.   

Три лепестка

Из инструментов у Пазова  только молоток. Холодная ковка – дело трудоёмкое, требует много времени. На один кувшин может уйти месяц.

«Сейчас много современных  технологий, позволяющих значительно ускорить этот процесс. Но это будет уже не то. Поэтому принципиально работаю дедовскими способами».

Технология у Пазова авторская. Другие  мастера  холодной ковки наносят узор на уже готовое изделие. Александр Залимханович поступает наоборот: начинает работу с нанесения на металлический  лист рисунка, а уже затем изготавливает посуду. Как при этом не повредить металл? Это секрет, который народный умелец разгадывал годами.

На первую тарелку у него ушло 5 лет. Отдельный рассказ – об узорах на посуде. Они на изделиях Пазова исключительно адыгские.

На его кувшинах, тарелках, чашках  - три лепестка, главный элемент черкесских узоров. Тройка – священное число  у кабардинцев. Оно символизирует продолжение рода.  

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Можно ли сжигать опавшую листву?
  2. Как будут выращивать безвирусные саженцы яблонь на Ставрополье?
  3. Правда ли, что во Владикавказе школам передали электронные планшеты?