Анна Максименко 2 781

«Мы ближе к звездам, чем кто-либо». Эксперт о возврате астрономии в школы

Астрофизик Галина Топильская рассказала «АиФ-СК», почему астрономия полностью исчезла из учебного плана, к чему приводят такие новшества в образовании и много ли сегодня желающих связать жизнь со звездами.

В 2008 году астрономия полностью исчезла из учебного плана.
В 2008 году астрономия полностью исчезла из учебного плана. © / Shutterstock.com

Одним из первых громких заявлений нового министра образования России Ольги Васильевой, как известно, было обещание вернуть в школьные учебные планы астрономию. Когда-то в старших классах на изучение этого предмета выделяли 35 часов, сейчас – всего пять. И то – не самостоятельных, а в качестве отдельных разделов географии и физики. К чему это привело и зачем предмет нужен совсременным школьникам, «АиФ-СК» объяснила астрофизик, доцент кафедры общей и теоретической физики Северо-Кавказского федерального университета Галина Топильская.

Страна, представители которой первыми полетели в космос, сейчас занимает далеко не первое место в его освоении и развитии такой стратегически важной науки, как астрофизика.

Гуманитарий – значит невежда?

Анна Максименко, «АиФ-СК»: Результаты недавнего опроса ВЦИОМ говорят о том, что 32% россиян считают, что Солнце - спутник Земли. Как думаете, возвращение астрономии статуса полноценного школьного предмета исправит ситуацию?

Галина Топильская: Мы очень надеемся, что новый министр образования в следующем году выполнит это своё обещание. Потому что сейчас уровень знаний абитуриентов в этой области очень низкий, и с каждым годом всё хуже.

Что интересно, даже после своего почти полного исчезновения из школьной программы астрономия осталась среди предметов Всероссийской школьной олимпиады. Кстати, с неё-то и начиналось олимпийское движение школьников. В XIX веке «Олимпиады для учащейся молодёжи» проводило Астрономическое общество Российской империи. В этом году со всего края среди 9, 10 и11-х классов только 16 детей участвовали в региональном этапе олимпиады по астрономии. Занимаются они, как правило, дополнительно. И тот факт, что есть дети, которые интересуются астрономией по собственной инициативе, очень радует, хоть их и мало.

– Почти десять лет астрономии в школах, можно сказать, не учили. В 2008 году она полностью исчезла из учебного плана. К чему, на ваш взгляд, приводят такие новшества в образовании?

– Люди постепенно теряют способность и привычку думать, анализировать. Образованных людей становится всё меньше, а невежд - всё больше. В своё оправдание говорят примерно следующее: «Я юрист, к чему мне знать, какая Земля по счёту планета от Солнца?». Но позвольте! Я – физик, однако это не мешает мне изучать историю, поэзию, русский язык, законы Российской Федерации. Почему гуманитарий считает нормальным тот факт, что не знает разницы между звездой и планетой?

Досье
Галина Топильская, кандидат физико­-математических наук. Родилась в Челябинске, окончила школу в Казахстане, высшее образование получила в Ростовском государственном университете. Работала в Специальной астрофизической обсерватории в Нижнем Архызе. С 2000 года преподаёт в вузе.

– Много ли сегодня желающих стать астрофизиками?

– Нет, с конца прошлого века интерес к этим направлениям упал. Всё, что не сулит больших и быстрых денег, в наши дни не интересно, не модно, не престижно. Кстати, у нас теперь даже специализации «Астрофизика» нет. После перехода на Болонскую систему высшего образования вместо неё появился профиль «Физика земли и планеты».

При этом астрофизики нужны! Особенно здесь, на юге России. Из-за хорошего астроклимата в СКФО построено больше обсерваторий, чем в других регионах. В Нижнем Архызе – знаменитая Специальная астрофизическая обсерватория РАН – самая крупная в нашей стране, с большим азимутальным телескопом, диаметр оптического зеркала которого – шесть метров. В Терсколе (Кабардино-Балкария) находится телескоп с двухметровым зеркалом. Несколько астрофизических обсерваторий есть в Кисловодске. Мы к звёздам ближе, чем кто-либо.

Но стать профессиональным астрономом нелегко, нужно очень много учиться. При этом зарплаты научных сотрудников обсерваторий небольшие. Единственный вид поддержки и способ заработать – это гранты (отечественные и зарубежные).

В регионе, несмотря на количество обсерваторий, астрономия никому не нужна. Вклада ставропольских учёных в мировых астрофизических открытиях нет. Да и в целом по России ситуация аналогичная. Мы сильно отстаём от зарубежных коллег по техническому оснащению. В крупнейших обсерваториях мира уже используются телескопы с зеркалами до 10 метров в диаметре! Лучшие наблюдательные материалы мы получаем из-за границы. Вот и получается парадокс. Страна, представители которой первыми полетели в космос, сейчас занимает далеко не первое место в его освоении и развитии такой стратегически важной науки, как астрофизика.

Есть много международных программ, на реализацию которых выделяют деньги не только правительства, но и меценаты. У нас тоже есть миллиардеры, но в развитие астрофизики они, увы, средства не вкладывают

Курс на Марс

– И в чём же заключается стратегическая важность астрофизики?

– Это одна из самых бурно развивающихся наук в последнее время. В списке важнейших открытий по всем отраслям знаний за 2016-й год – два в области астрофизики. На мой взгляд, это вообще самые важные открытия прошлого года. Первое - регистрация гравитационных волн. Они образовались из-за столкновения двух черных дыр, которое произошло более миллиарда лет назад. То есть мы заметили так называемую «рябь космоса», волны в пространстве-времени. Второе важнейшее открытие - обнаружение планеты у Проксима Центавра (ближайшая к Солнцу звезда. – Прим. ред.) в зоне обитания. Вокруг каждой звезды есть зона с таким температурным режимом, при котором вода находится в жидкой фазе. И на планетах, которые находятся в этой зоне, может быть на поверхности вода, а значит, и органическая жизнь. Более того, планета возле Проксима Центавра - земного типа! Это же феноменально!

– Вы считаете, разговоры о том, что мы, может быть, не одни во вселенной – не фантастика?

– Первым человеком, который это утверждал, был великий итальянский учёный Джордано Бруно. В 60-х годах прошлого века во всем мире начались систематические поиски братьев по разуму у других звёзд. Это проект SETI. Но положительных результатов он не дал.

А вот с 1994 года исследователи начали находить экзопланеты (планета, которая обращается вокруг звезды, не являющейся Солнцем. – Прим. Ред.). Сейчас их насчитывается уже более 3,5 тысяч. В 2010 году выяснилось, что некоторые экзопланеты попадают в зоны обитания, и там, теоретически, может быть жизнь. Но изучение этих возможностей – пока дело будущего.

– Одно из последних громких заявлений по освоению космоса – подготовка к полёту на Марс. Это действительно возможно?

– Вполне! Не знаю, успеют ли к 2024-му году, как сейчас планируют, но полетят точно. Во всём мире работает очень много программ по освоению и изучению космоса. Есть много международных программ, на реализацию которых выделяют деньги не только правительства, но и меценаты. Отсюда и названия современных телескопов, например, телескоп Кека (на Гавайях, назван в честь спонсора, миллиардера Уильяма Кека). У нас тоже есть миллиардеры, но в развитие астрофизики они, увы, средства не вкладывают.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Учитель из глубинки
    |
    22:38
    20.02.2017
    0
    +
    -
    Астрофизик хочет, чтобы в школе отдельным предметом шла астрономия, эколог - экология, врач - валеология, священник - какой-нибудь предмет про религию. Были поползновения в сторону психологии, финансовой грамотности, ПДД и бог знает чего еще. Господа, я понимаю, что именно ваш предмет самый важный, но учебный план не резиновый, и возможности детей не безграничны. Школа должна давать базовые знания по основным предметам, ваши науки в большинстве своем реально вписать в программы по ним и не надо из каждой области знаний пытаться сделать отдельный урок. Результат погони даже за двумя зайцами известен, а в аттестате за 9 класс на данный момент 19 предметов.
  2. Валерий Волков[mailru]
    |
    13:20
    21.02.2017
    0
    +
    -
    Кому принадлежит страна?10-20% населения Поэтому 90% населения должны довольствоваться 10% Правящую верхушку нынешнее положение удовлетворяет. Много предметов? Школа должна помочь молодому человеку разобраться в его способностях,интересах. И в старших классах ограничиться конкретным количеством предметов
Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что житель Михайловска съел вяленую рыбу и умер?
  2. Как теперь будет вестись выдача разрешений для охотников?
  3. Почему летом на коже появляются прыщи?