aif.ru counter
Виктория Ветер 0 168

Мальчишки о небе не мечтают. Пилот о том, легко ли быть сегодня лётчиком

Почему профессия лётчика не привлекает сегодня молодых, можно ли накопить на самолёт и что вообще сегодня происходит в отрасли? Накануне Дня гражданской авиации STAV.AIF.RU поговорил с пилотом Сергеем Минаевым.

Сергей Минаев в одном из своих самолётов.
Сергей Минаев в одном из своих самолётов. © / Сергей Минаев / Из личного архива

Как и многие советские мальчишки, ставрополец Сергей Минаев мечтал стать лётчиком. Сейчас ему 48 лет, он сертифицированный пилот-инструктор: учит тех, кто так же не может жить без неба, и стремится возродить авиацию в родном крае, несмотря на серьёзные проблемы в отрасли.

«Чтобы стать миллионером, надо прийти миллиардером»

Виктория Ветер, «АиФ-СК»: Как вы стали пилотом - где учились, на чём летаете?

Сергей Минаев: Мечтал о небе буквально с детского сада и, повзрослев, поступил в Ставропольское высшее военно-авиационное училище. После учёбы служил в Закавказье, летал на истребителях.

Когда Союз распался, пришлось искать работу на «гражданке»: работал водителем грузовиков, со временем открыл транспортную компанию. Но всё равно тянуло в небо, и к 2004 году я накопил на самолёт. Это был лёгкий учебный «Як-52», предназначенный для отработки фигур высшего пилотажа. Потом меня позвали работать в ДОСААФ.

Работать было интересно. Учили взрослых и подростков летать, прыгать с парашютом. Но с финансированием работы аэроклуба были проблемы.

У нас даже была такая поговорка: чтобы в авиации стать миллионером, нужно придти в неё миллиардером. Каждые пять лет самолётам необходим капремонт, и не важно, сколько на них летали за это время. Стоит одна машина около двух миллионов рублей. Почти всё, что мы зарабатывали на обучении пилотов и спортсменов-парашютистов, уходило на покупку топлива и запчастей. По сути, работали на энтузиазме.

Кроме того, аэроклуб в любой момент мог остаться без площадки для занятий. Мы пользовались аэродромом на хуторе Грушевом, но к нему постепенно приближалась застройка - городская и дачная, и учиться летать в таких условиях становилось опасно. В 2013 году аэродром закрыли, и с тех пор в Ставрополе нет аэроклуба ДОСААФ.

– И что теперь делать тем, кто хочет научиться управлять воздушной машиной?

– Вместе с другими инструкторами мы нашли площадку в селе Грачёвке в 35 км от Ставрополя и организовали там аэроклуб. Администрация района пошла навстречу, нам выделили участок нужного размера. Сейчас там шесть ангаров, 12 самолётов, учебный класс, тренажёры, склады и т.д.

Но статуса авиационного учебного центра у нас нет. Это значит, что мы можем учить, но не можем выдавать лицензии пилотов.

Подъёмная сила погон

– Кто приходит учиться на таких условиях?

– В основном, взрослые обеспеченные люди, увлечённые авиацией и имеющие возможность купить самолёт.

У нас есть программы и для детей, и для подростков. Но дети редко приходят заниматься, и это печально. В обществе сменились тренды, мальчишки больше не хотят быть лётчиками или космонавтами. А те, кто всё же интересуется этим, не могут найти подходящий кружок, потому что большая часть таких секций закрылась. Негде учиться подросткам: аэроклуб ДОСААФ развалился, лётное училище в краевом центре расформировали, учебных центров в стране становится всё меньше. При этом крупным авиакомпаниям приходится нанимать иностранных специалистов, потому что пилотов не хватает.

Работа в авиации опасная и сложная, требующая постоянной работы над собой. Мои инструкторы говорили: «Все погоны имеют одинаковую подъёмную силу». Это значит, что и лейтенант, и полковник должны быть одинаково внимательными и не допускать небрежностей при предполётной подготовке. В воздухе нужно быть готовым ко всему и принимать решения быстро.

– Почему же вы до сих пор в авиации, если столько сложностей?

– Чтобы понять это, нужно хотя бы раз полетать. К тому же, иметь самолёт удобно. Из Ставрополя до Сочи можно долететь за полтора часа В отпуск летай хоть десять раз в год. Я, можно сказать, так и делаю. Наши пилоты летают сами, с семьёй, с друзьями, с учениками. Сочи, Геленджик, Крым. Если предстоит перелёт по знакомому маршруту, подготовка занимает 1,5-2 часа: технический осмотр и предполетная подготовка. Если маршрут новый, то к нему необходимо серьезно готовиться.

Кстати
Объявления о продаже самолётов можно без проблем найти в интернете. Тренировочный пилотажный самолёт «Як-52» продают за 1,5 миллиона рублей, «Ан-2» (больше известный как «кукурузник») можно купить за 2 миллиона, цена «ТУ-134» - от 25 миллионов.

- Какой самолёт используете для таких перелётов?

- Cessna-182 и Cessna-172. (Всего у нас сейчас шесть типов воздушных судов - Як-52, СП-30, Cessna-172, Cessna-182, Piper-28, Zlin-42.) Заправляемся на частных аэродромах. Маршрут заранее согласовываем, договариваемся с аэропортами о прибытии и стоянке.

В целом стоимость полёта, к примеру, в Сочи и назад обходится примерно в 20 тысяч рублей.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в 2019 году Масленица и Пасха?
  2. За что могут отключить газ в домах и квартирах?
  3. Чем порадует студенческая весна на Ставрополье в 2019 году?