aif.ru counter
Елена Панкова 0 80

Примите в «Мамину школу». Как помогают маленьким инвалидам

О новом проекте, позволяющем решить проблемы детей с инвалидностью, STAV.AIF.RU беседовал с кандидатом психологических наук Еленой Слюсаревой.

Для обучения инвалидов используют специальные методики.
Для обучения инвалидов используют специальные методики. © / Екатерина Комленко / АиФ

На Ставрополье запустили проект «Мамина школа». О нём говорили на научно-практической конференции в Ставрополе «Мир без границ». В чём нуждаются такие дети в первую очередь и какие барьеры встают у них на пути, рассказала кандидат психологических наук Елена Слюсарева.

Увидеть и услышать

Елена Панкова, «АиФ-СК»: На конференции презентовали проект «Мамина школа». Что это такое?

Елена Слюсарева: Его разработали семьи, в которых воспитывают слепоглухих детей. Инициативу поддержал Фонд президентских грантов. Наш институт выступил одним из исполнителей программы, а Ставрополь стал четвёртым городом после Уфы, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода, где «Мамина школа» начала работать.
Хотим таким образом помочь детям, которые имеют нарушения и слуха, и зрения. В последние годы родилось уже более 60 таких малышей.
 

– Но помочь этим семьям, наверное, могут только специалисты? Они в крае есть?

Досье
Елена Слюсарева. Родилась в Ставрополе. Окончила Ростовский государственный педагогический университет. Кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного педагогического института. Замужем. Мама трёх дочерей.

– Мы обучаем педагогов края работе с такими детьми. Есть у нас программа «Передышка». Это система подготовки так называемых профессиональных родителей. Так мы называем волонтёров-педагогов, которые подменяют настоящих родителей. Благодаря им мама или папа ребёнка-инвалида получает возможность на время отлучиться, заняться домашними делами.

– Как работает «Мамина школа» на практике?

– Летом 2018 года базой для неё стала коррекционная школа-интернат №18 в Кисловодске. В течение недели для нескольких семей, имеющих слепоглухих детей, специалисты проводили практические занятия, обучая их тому, как социализировать таких ребят.

– И как это сделать?

– Единственный в мире слепоглухой профессор Александр Суворов – прекрасный пример, как жить таким людям в современном обществе. Я общаюсь с ним при помощи контактной дактилологии. Дактилология – это жестовое обозначение отдельных букв и знаков препинания. Эта методика подходит многим слепоглухим детям, ведь у большинства из них, к счастью, хотя бы частично сохранены слух, зрение и даже речь.

Дойти до конца

 – Подчас родители ребёнка-инвалида остаются со своими проблемами один на один.  

– По нашим наблюдениям, когда рождается такой малыш, семья проходит через несколько стадий. Первая – отрицание. Родители пытаются лечить ребёнка, надеются на его полное выздоровление. Затем наступает стадия обвинения. Родители ищут, кто виноват, иногда даже разводятся. И лишь после этого может наступить стадия принятия и развития. Наша задача – помочь мамам и папам дойти до неё максимально безболезненно.

– Что вы для этого делаете? 

– У нас очень слабая информационная поддержка таких семей. Первое, что необходимо сделать, – на сайтах краевых минздрава, минобразования и минтруда и соцзащиты опубликовать перечень учреждений, куда обращаться этим мамам и папам.

Но первые шаги сделаны. Например, в краевом психологическом центре собрали список учреждений, помогающих этим семьям, и открыли службу ранней помощи им.

Специалистов не хватает

– Многие родители детей-инвалидов жалуются: ребят не берут в школы и детсады.

– Да, в основном эти дети обучаются в коррекционных школах-интернатах. В нашем крае, в отличие от многих других регионов, не закрыли ни одной такой школы, и это очень важно. Сейчас активно внедряем инклюзивное образование, но оно не должно быть заменой специальному.

– А что сейчас в крае происходит с инклюзивным образованием?

– Очень важно развивать, в первую очередь, социальную инклюзию. То есть ребёнок может учиться по индивидуальной программе, но при этом вместе с остальными ребятами посещать кружки, участвовать в школьных акциях.  

Но пока развиваться инклюзии мешают разные барьеры, в первую очередь законодательные. Ребёнок с инвалидностью имеет право обучаться в общеобразовательной школе. Но попадёт он туда только при условии, что краевая медико-педагогическая комиссия признает его ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это ведь не одно и то же, и не каждый маленький инвалид считается ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае в школу его не пускают. Вторая большая проблема – отсутствие в школах и детсадах пандусов, лифтов и т.д. 

Между тем философия инклюзии предполагает, что образование в обычной общеобразовательной школе получают все дети, в том числе и с инвалидностью, и с ограниченными возможностями здоровья, и одарённые, и так называемые билингвы. Список этот широк.

Всё острее, например, с каждым годом стоят проблемы обучения детей с онкологическими заболеваниями. Ведь нередко им приходится из-за длительного лечения надолго прерывать занятия. Вернуться же затем в школу – подчас огромная проблема, ведь дети отстают от программы. 

– Пока в школах почти нет людей, которые должны сопровождать детей-инвалидов на уроки, – тьюторов.

– Сейчас на весь край всего 2-3 тьютора. Увы, в штатных расписаниях школ не предусмотрена эта должность. Поэтому функцию чаще всего выполняют родители детей с инвалидностью. В школе №21 г. Ставрополя, которая на протяжении многих лет работает с инклюзивным обучением, мамы и папы даже организовали тьюторские дежурства. Родители по очереди сопровождают ребят с ограниченными возможностями на занятия. А что касается детсадов, то, увы, многие из них переполнены. В некоторых группах – более 50 детей. Где уж тут заниматься ещё и маленькими инвалидами?


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий



Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Бывают ли быки крупнее, чем самый большой на Ставрополье?
  2. Вернут ли деньги жителям домов, исключенных из программы капремонта?
  3. Чем интересна книга писателя из Чечни в жанре фэнтези?