Дарья Полянкина 0 126

Самому древнему – 200 лет. Житель КБР коллекционирует балкарские ковры

Раньше ковры из валяной шерсти присутствовали в жизни каждого балкарца, но в современном мире ремесло оказалось почти утрачено.

Свою коллекцию Рашид намерен передать потомкам.
Свою коллекцию Рашид намерен передать потомкам. © / Дарья Полянкина / АиФ

Кийиз был всегда

В коллекции Рашида Локьяева более сотни кийизов (войлочных ковров), самому древнему – почти двести лет.

«Каждое воспоминание из детства у меня связано с войлочными коврами, - рассказывает Рашид. – Помню, когда мне было пять лет, бабушка со своими родственницами и старшими дочерьми валяли шерсть. Куски шерсти они, как пасьянс, выкладывали на специальной циновке, смачивали мыльной горячей водой и только потом валяли».

По словам Рашида, никто уже не вспомнит, в какие времена зародилась традиция изготовления кийизов. Это самый известный символ всех балкарских народных ремёсел. Кийиз был всегда – как данность.

Балкарцы говорят о себе: «Мы таулу». Дословно – горцы. Издавна они жили в горах, охотились и пасли скот. Шерсть была непременным повседневным атрибутом жизни. А кийиз помогал одновременно облагородить, украсить жилище и проявить творчество. В древности мастерицы брали для окрашивания кийиза только натуральные растительные вещества: кору деревьев, цветы, орехи. И в каждом ущелье женщины валяли ковры по-своему, а опытный взгляд мог даже узнать руку мастерицы.

Все до единого ковры Рашида Локьяева снабжены небольшими бирками. На них указано, кто и когда изготовил ковёр.

«Этим я отдаю дань уважения каждой мастерице, даже если она жила полтора-два столетия назад», - говорит коллекционер.

Сегодня интерес к войлочным коврам вновь стал расти.АиФ/ Дарья Полянкина

Подарю, но не продам

В оформлении ковра использовали растительные и животные орнаменты. Причём со временем узор превратился в своего рода язык, с помощью которого балкарцы обменивались социальной информацией.

«Ковры были разными для того или иного помещения, - поясняет Рашид. – Для девичьей комнаты одни, для ребят другие. Для женщины, которая только родила, свой орнамент. По траурным событиям тоже рисунок на ковре делали особый. Зайдя в дом и взглянув на кийизы, балкарец мог сказать, кто здесь живёт».

Последние десятилетия это искусство стало выходить из обихода. С появлением в нашей жизни синтетики народный промысел оказался на грани утраты. Рашид вместе с единомышленниками поддерживают его по мере сил. Организуют выставки, проводят мастер-классы. Привлекают женщин, которые сохранили ремесло, к обучению молодёжи. Например, в селе Яникой, по словам коллекционера, по-прежнему живут две мастерицы, которые делают ковры так же, как когда-то делали их бабушки и прабабушки.

На всех коврах есть бирки. Фото: АиФ/ Дарья Полянкина

Рашид дарит ковры, чтобы напомнить об этой традиции и пробудить в людях интерес. Но когда просят продать коллекцию, отвечает: «Ни за что».

«Кийзы для меня ценность имеют непреходящую, – поясняет он. – Я часто подолгу просто смотрю на них. И некоторые ковры могу узнать и различить даже по запаху».

На вопрос «Кому передадите коллекцию?» Рашид Локьяев отвечает: «Есть дети, есть внуки. Конечно, им».

«Со временем и у них придёт уважение к этим вещам, это неизбежно, - говорит коллекционер. – Ведь у них это заложено генетически. Столетиями, тысячелетиями вырабатывался универсальный порядок жизни. Это касается любого действия. И как резать барана, и как валять ковры».

Сейчас, когда интерес к войлочным коврам вновь стал расти, на местных рынках начали продавать вещи похожие, но гораздо проще и примитивнее – ширпотреб, который рассчитан в основном на туристов. По мнению Рашида Локьяева, это, конечно, не кийизы. Но и появление таких вещей  тоже хороший знак. Знак того, что войлочный ковёр постепенно возвращает себе позицию символа балкарского народа. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Можно ли сжигать опавшую листву?
  2. Как будут выращивать безвирусные саженцы яблонь на Ставрополье?
  3. Правда ли, что во Владикавказе школам передали электронные планшеты?